Одной же из важнейших структур в буддийской картине мироздания является, как сказали бы сейчас, концепция мультиверса. То есть вселенная здесь имеет не только четко выраженную многоэтажную конструкцию «по вертикали», но и каждый горизонтальный уровень-этаж, в свою очередь, состоит из неисчислимого множества разных миров. Очень многие из этих миров в буддийской литературе давно исследованы и дотошно описаны.
Такого рода исследования для интересующихся возможны по той причине, что человек в буддийской вселенной занимает весьма особое место. Человеческое сознание одновременно существует на всех уровнях бытия, а его ментально-эмоциональное состояние в каждый конкретный момент времени соответствует пребыванию на одном из разных этажей реальности.
Иначе – и несколько упрощенно – говоря, когда люди испытывают наслаждение, они пребывают в мире дэвов, или «богов». Когда кто-то поглощен стремлением властвовать – это уровень асуров, иначе именуемых здесь полубогами или демонами. Когда человека одолевают мысли об элементарной бытовой неустроенности (вроде голода, холода, нехватки одежды и отсутствия жилья) – это существование на уровне животных. Если же сознание охвачено страстными желаниями – это мир претов или голодных духов, которые никогда не могут насытиться. Ну а если человек одержим злобой, ревностью, ненавистью, завистью – то это нарака, ад, самое тяжкое для существование место.
И наконец, если сознание человека охвачено эмоциями, сомнениями и постоянными переменами в мыслях, желаниях и ощущениях – то это, конечно же, наиболее знакомый нам уровень реальности, именуемый мир людей. Уровень, на вертикальной шкале эволюции обычно помещаемый буддистами между миром асуров и миром животных.
Однако для всех живых существ, кто в процессе реинкарнаций получает – в зависимости от наработанной ранее кармы – рождение на том или ином уровне бытия, попасть в мир людей считается большой удачей. Потому что именно этот уровень – самый благоприятный или даже единственный с точки зрения самореализации и выхода из цепи всевозможных многоэтажных страданий (от пресыщенной скуки дэвов до адских мук нараки).
Ибо буддийская вселенная устроена так, что только люди имеют возможность полностью управлять своим сознанием, достичь просветления и при желании вообще покинуть миры перерождений, став буддой и уйдя в нирвану – высший уровень существования в состоянии полной свободы и блаженного слияния с пустотой единого. А если хочется, то можно жить и дальше, но уже просветленными – как бодхисатвы, святые, помогающие достичь просветления всем остальным.